Метод №34: бином фантазии

Из журнала пользователя Доступно: Для всех 14 декабря 2013, 18:48

Девочки! СРОЧНО Надо написать 10 примеров биномов фантазии Дж.Родари, ребёнок учится на одни 5-ки, но с этим биномом грозятся поставить 3((( У нас второй раз зарубили наши ответы… Помогите кто писал для своих деток!!!

<aspect><aspect></aspect>

Моему малышику уже 3!!! года в субботу))) Подпишись на канал baby.ru в Актуальные постыгоспитализация в роддом на 40 неделесколько стоит оркестр в загсе тамбоваОтветы (1)Знаете ответ?Сомневаетесь в ответе? Найдите правильный ответ на вопрос ✅ «Игра бином фантазии: море-волосы, книга-река …» по предмету 📘 Другие предметы, а если вы сомневаетесь в правильности ответов или ответ отсутствует, то попробуйте воспользоваться умным поиском на сайте и найти ответы на похожие вопросы. Новые вопросы по другим предметамСоставьте слово с гласными: о, а, и. А, оОтветы (1)Скажите что такое суффикс?Ответы (2)Выберите правильный ответ. Говядина 45%, баранина 35%, свинина 20% – это рецептура начинки для: а) равиоли б) мантов в) сибирских пельменей г) варениковОтветы (1)Вася и слава имеют разные фамилии булочкин и сайкин какую фамилию имеет каждый из ребят если Вася на 2 года моложе булочкинаОтветы (2)Напишите 2 новости о белорусиОтветы (1) Опубликовано 09.04.2013 – 19:07 –

Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи с элементами риторики.

Овладение детьми дошкольного возраста творческой продуктивной речевой деятельностью.

Скачать:

Вложение Размер
x-office-document.pngbinom_fantazii.docx 19.25 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Бином фантазии»

Цель:

Овладение детьми дошкольного возраста творческой продуктивной речевой деятельностью.

Задачи:

  1. Отрабатывать качество выполнения упражнений на фонационное развитие;
  2. Продолжать работу над выработкой четкой артикуляции и выразительностью речи;
  3. Снимать психологическую инерцию мышления, боязнь чего-то нового, учить видеть предметы и явления в многообразных связях;
  4. Учить детей устанавливать с помощью воображения родство между указанными словами; создавать единое фантастическое целое, в котором оба чужеродных элемента могли бы существовать;
  5. Активизировать образное восприятие, учить создавать целостное изображение на основе донной – двух деталей.

Оборудование и материалы:

  1. Герой рассказов Н.Носова «Незнайка»;
  2. Картинки с изображением животных и людей;
  3. Картинки с изображением предметов;
  4. Лист бумаги с нарисованной геометрической фигурой.

Предварительная работа:

Изучение пословиц и поговорок, заучивание стихотворения В.Лунина «Вежливый слон», придумывание рассказов по серии сюжетных картинок.

Ход занятия.

  1. Сюрпризный момент.

Дети играют на ковре, стук в дверь. В группу заходит сказочный персонаж Незнайка. Он здоровается с детьми, речь Незнайки непонятная, слова неразборчивы.

Воспитатель: Друг наш Незнайка, почему твоя речь такая непонятная, давай вместе с детьми проведем речевую гимнастику.

  1. Речевая гимнастика.
  1. Упражнения на отработку фонационного дыхания:
  1. Плавный вдох и плавный выдох;
  2. Краткий (быстрый) вдох и медленный выдох;
  3. Медленный глубокий вдох – выдох толчками;
  4. Глубокий вдох – задержка дыхания – медленный выдох.
  1. Рассказывание скороговорки с постепенным увеличением темпа (упражнение «Язычок побежал»): «Мед в лесу медведь нашел, мало меду, много пчел» или «Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке».

Воспитатель: А еще мы Незнайка на специальных занятиях по развитию речи учимся придумывать истории, играть в речевые игры. Оставайся с нами и обо всем узнаешь.

Давайте друзья мои, немного поиграем. Игра «Подскажи словечко».

Детям нужно сказать в конце стихотворения словечко, подходящее по смыслу.

Лежебока рыжий кот

Отлежал себе …(живот).

В реках Африки живет

Злой зеленый пароход.

Кто б на встречу ни поплыл,

Всех проглотит …(крокодил).

Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку …(мячик).

В реке большая драка,

Поссорились два …(рака).

Молодцы справились!

  1. Введение в искусство придумывания истории – бином фантазии.

Друзья мои, перед вами разложены 2 набора картинок. Вам необходимо взять наугад по одной картинке из каждого набора и соединить слова – обозначения. (Из каждого набора дети берут наугад по одной картинке и, соединяя слова-обозначения при помощи предлогов или изменения падежа, придумывают предложение, которое и будет служить названием будущей сказки. Например, ребенок выбрал картинки с изображением рыбки и какого-либо музыкального инструмента (скрипки, балалайки, трубы и пр.). варианты названий сказок могут звучать следующим образом: «Рыба-скрипка», «Рыба в трубе», «Рыбка с балалайкой» и т.п.)

Перед нами картинки еж и лампа. Давайте придумаем интересную историю «Еж и лампа» (ответы детей). (использование приема «Не повторись» ТРИЗ)

Замечательные истории у вас получились.

Пришла пора отдохнуть.

  1. Физкультминутка.

Занимались мы, устали,

А потом мы дружно встали.

Ручками похлопали – раз, два, три.

Ножками потопали – раз, два, три.

Сели, встали, встали, сели

И друг друга не задели.

Мы немножко отдохнем

И занятие начнем.

(Одновременно с произнесением текста дети выполняют соответствующие движения.)

  1. Чтение стихотворения В.Лунина «Вежливый слон».

Ребята рассаживайтесь поудобнее, вспомним с вами стихотворение В.Лунина «Вежливый слон».

Вышел слон на лесную дорожку,

Наступил муравью на ножку

И вежливо –

Очень –

Сказал муравью:

– Можешь и ты наступить на мою!

(Тон чтения стихотворения осуждающий.)

Дети сначала читают стихотворение хором, а потом индивидуально. Взрослый постоянно обращает внимание детей на тон осуждения, который необходимо передать голосом.

Незнайке очень понравилось как вы читали стихотворение, озвучивая тоном осуждения.

  1. Игра – соревнование «Вежливые слова».

Давайте поиграем в игру «Вежливые слова». Разделимся на две команды, победит та команда, которая быстрее и больше назовет вежливых слов.

Предлагаю вам игровое задание «Дорисуй», занимайте места за столами.

  1. «Дорисуй».

 Каждому ребенку дают лист с нарисованной на нем какой-либо одной геометрической фигурой и предлагают превратить ее во что-нибудь, то есть дорисовать необходимые детали в соответствии со своим замыслом (на основе рожденного при восприятии образа).

Итог занятия.

Ребята, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?

(Ответы детей в форме беседы – диалога)

Вам понравилось сочинять истории?

Незнайка, а тебе занятие понравилось?

Занятие закончено.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

picture-396016-1391251682.jpg“Загадка бабушки Бины”

Непосредственно образовательная деятельность на основе интеграции образовательных областей: «Познание», «Коммуникация»«Загадка бабушки Бины»Цель: продолжать формировать у детей интерес к математике; р…

“Марш гусей” муз. Бина Канэда

Музыкальная деятельность в детском саду: СЛУШАНИЕ  музыки…

диагностическое обследование по шкале умственного развития А. Бине – Т. Симона

диагностика детей 3-4 лет.диагностика 4-5 лет.диагностика детей 5-6 летрезультаты обследования, сводные таблицы…

Консультация для педагогов “Бином фантазии или “Грамматика фантазии”

quot;Если мы хотим научить детей думать, то прежде мы должны научить их придумывать”   Дж. Родари…

«Применение метода технологии ТРИЗ «Бином фантазии» (Дж. Родари) для развития воображения и речи детей»

мастер-класс для педагогов и родителей….

Бином фантазии или «Сочиняем вместе сказки»

Бином фантазии (фантазийный  бином) или «Сочиняем вместе сказки» (Еременко Е.А.)Каждый родитель задумывается о речевом развитии своего ребёнка, и особенно важно, как развивать ре…

Сказка с использованием бином фантазии

Сказка с использованием бином фантазии…

  • Мне нравится

 

Сегодня я маленько загрустил, сел было писать про новый метод, да волной воспоминаний смыло. Да так, что опомнился сказке на пятой…

В детстве (а в моём детстве не было ни интернета, ни цифровой записи) я заслушивался грампластинками «Мелодия» и зачитывался сказками одного странного итальянца — Джанни Родари.

Чтобы вы со мной оказались на одной волне, вот фрагмент одной его популярной сказки, про лукового человечка в овощной стране:

Я это всё к чему вспомнил? Как и подобает творческой личности, Джанни придумывал и использовал множество приёмов развития творческого воображения. Среди его изобретений есть один, построенный на причинно-следственных цепочках — «Бином фантазии». Где «би», как вы догадались, означает «два». Вспомните хотя бы метод бисоциаций.

Как это работает?

За основу берутся два существительных, между которыми нет прямой ассоциативной связи. В обычной жизни вы эти два существительных сознательно никогда рядом бы не поставили. Эта дистанция нужна, чтобы ваше сознание попало в ловушку построения ассоциативных связей и попыталось установить её между этими словами. Единую, и почти всегда фантастическую. Хорошо, когда слова для этого приёма выбираются случайно, или предлагаются разными людьми. Объединяют слова между собой через изменение падежных окончаний и использование предлогов.

Алгоритм использования бинома

  1. Ставите цель, например — создать новый объект или модифицировать уже имеющийся;
  2. Выбираете два слова, первично не связанных по смыслу. В случае, если модифицируете уже имеющийся объект, первое слово будет именно он;
  3. Составляете и записываете все возможные сочетания этих слов, меняя предлоги и падежные окончания;
  4. Анализируете полученные сочетания, и выбираете наиболее полезные (или наиболее реальные из абсурдных);
  5. Думаете, как реализовать.

Вариант посложнее

  • ×2 — вариант работы в паре, при этом каждый участник работает над своим биномом, а потом пара работает над объединением двух биномов

Плюсы и минусы

  • плюсы — это реально развивает вашу фантазию, это нереально весело
  • минусы — в области абсурдных идей и концепций сложно найти реализуемую и действенную

На своём примере

  • системный лимонад
  • система вне лимонада
  • система в лимонаде
  • лимонадная система
  • система из лимонада
  • лимонад от системы
  • система на лимонаде
  • в системе лимонада
  • и т.д.

Я выделил тот вариант, который показался мне очень уж интересным. Представьте, что некая подпольная организация разработала формулу лимонада от системы…

А теперь мультфильм!

Фантазия — это реальность на паузе, а пульт у вас в руке. Но что это?! Он до сих пор в целлофане?!

Рекомендую почитать

  • Джанни Родари: Грамматика фантазии — та самая книга, в которой автор пишет про бином фантазии в том числе.
  • Рэй Брэдбери: Дзен в искусстве написания книг — одна из сильнейших книг про креативность, которую я читал.
  • Ветас Разносторонний: Сказкобук — да, это моя книга и в ней сказки.

p.s.: развивайте интеллект, изучайте науки, читайте книги, приглашайте меня на эффективные мозговые штурмы.

Метод №34: бином фантазии 27 января, 2021

Подготовка к занятиям по литературе с восьмиклассниками в рамках ВУД привела меня к книге итальянского педагога и писателя Джанни Родари «Грамматика фантазии» (La Grammatica della fantasia). Подходы и идеи для занятий настолько актуальны (книга была создана в 1973, переведена на русский язык и впервые издана в 1978 году), что их можно применять до сих пор и не только для школьников. Любые литературные мастерские могут воспользоваться этими технологиями.

0d4e3081c723286588ecc7a01bf02f3b.jpg

Главным для Родари становится работа с самими творческими идеями, с воображением, которое, кстати, «не есть привилегия немногих выдающихся индивидов», «им наделены все».

Материал работы – слово, оно играет «освободительную» роль, оно свободно: «случайно произнесенное слово может сыграть магическую роль, разгрести залежи, покоившиеся в памяти, припорошенные пылью времени».

Задание поможет найти тему для рассказа или стать его началом. Предлагается взять абсолютно любое слово и записать вертикально буквы, из которых оно состоит, затем напротив каждой буквы написать первое пришедшее в голову слово, начинающееся именно с этой буквы. Или можно напротив каждой буквы написать такие слова, чтобы они образовали законченное предложение.

1.png

Как отметил Родари, он сам лично придумал множество историй, начав их с одного случайно выбранного слова.

Чем интересно это задание?

Помимо выстраивания ассоциативного ряда создатель рассказа (ребенок или взрослый) работает со словом: «Одно слово … оживает лишь тогда, когда оно встречает другое, его провоцирующее, заставляющее сойти с рельсов привычки, раскрыть новые смысловые возможности».

Вот какая история получилась у нас с детьми на основе вышеприведенных слов:

«Однажды поросенок собрался в гости к еноту на День рождения. Он хотел подарить ему нож для праздничного торта. Поросенок знал, что у енота его также ждет ежик. Но внезапно поросенку на нос села оса и ужалила его. Нос распух, поросенок испугался своего больного вида, от страха забыл адрес енота и не пошел в гости. Наступил вечер, поросенок все еще сидел дома и плакал. Стало темно, он зажег настольную лампу и стал смотреть, как вокруг нее роятся светлячки. Вдруг он услышал стук в дверь, потом взял лампу и подошел к двери. Открыв дверь, он увидел енота и ежика с тортом. Они спросили, почему поросенок не пришел в гости. Поросенок всё им рассказал. Енот с ежиком пожалели поросенка и решили съесть торт. Вот тут и пригодился подарочный нож!»

Бином – это математический термин, обозначающий противопоставление. Для Родари любой рассказ строится на основе противопоставления: к случайному слову добавляется другое, не образующее с ним логическую или семантическую пару. Слова и их лексические значения будто сталкиваются, что стимулирует творческую деятельность: так, «кошка – пес» – очевидный бином, а «кошка – зеркало» – неочевидный и может стать сказочным образом, затейливой интригой и основой для сюжета.

Кроме того, это задание напрямую связано с уроками по лексике и особенно с темами прямого и переносного значения слов:

Титул-КЛ-БФ-800x800.jpg

«В “биноме фантазии” слова берутся не в их привычном значении, а высвобожденными из языкового ряда, в котором они фигурируют повседневно. Они “остранены”, “смещены”, выхвачены и витают на невиданном дотоле небосводе. Таковы, на мой взгляд, оптимальные условия для появления на свет занимательного рассказа».

Дети очень любят сказки, они знают их наизусть, что не мешает им их перечитывать и прослушивать многократно. Тем сложнее и в то же время интереснее будет задача рассказчика: знакомые традиционные образы могут быть заменены другими, или знакомые персонажи могут совершать необычные поступки или обладать неизвестными качествами и т.д. Первоначально это удивит и раздражит ребенка, ведь он привык к определенному порядку, но впоследствии история, рассказанная под другим углом зрения, его захватит.

Сам Родари использовал этот прием при создании «Сказок по телефону».

a2829766cced12a5ff579e259be530a5-714x1024.jpg

Одной их технологий «перевирания» сказки может стать следующая игра, условно названная Родари «Красная Шапочка на вертолете». Детям предлагают слова, на основе которых они должны придумать свою историю: например, это слова, подсказывающие сюжет сказки «Красная Шапочка» – девочка, лес, цветы, волк, бабушка. И к этим пяти словам добавляется абсолютно новое, внесюжетное – вертолет.

Это упражнение также помогает исследовать, как дети реагируют на новые и неожиданные – по отношению к определенному ряду фактов и известной упорядоченности – элементы.

К тому же эта игра рассматривается Родари как разновидность задания, связанного с созданием «фантастического бинома»: Красная Шапочка и вертолет несовместимы с точки зрения традиционной сказки, но в новом контексте они могут стать сказочными образами нового истории.

А что если Красная Шапочка окажется в домике Белоснежки и семи гномов или в замке Спящей красавицы? По сути этот прием лег в основу многих современных книг, мультфильмов и кинофильмов: вспомним цикл историй про Шрека или фильм-мюзикл «Чем дальше в лес». Современные дети чаще используют эту технологию при написании фанфиков: завершенная Роулинг история про Гарри Поттера никак не заканчивается для его читателей.

71731738_514207749136988_2048234938133643264_n.jpg

При готовке этого «сказочного салата» используется тот же самый прием «фантастического бинома», только в этот раз он состоит из сказочных имен собственных.

Техника выражена в форме вопроса: «Что было бы, если…?» Для его постановки берутся случайные подлежащее и сказуемое, и их сочетание как раз дает предположение, на основе которого строится сюжет.

Например: «Что было бы, если кошка попала в зазеркалье?» Или: «Что было бы, если театр смог летать?»

Чем нелепее и неожиданнее будут вопросы, тем интереснее будет протекать дальнейшая работа: «последующая работа, то есть развитие темы, есть не более как освоение и продолжение уже сделанного открытия».

Основы словотворчества заключаются в ином взгляде на слово: как на его смысловую, так и формальную сторону.

Для формального подхода нужно уметь применять разные способы словообразования, чтобы слово было «деформировано» (Родари): «Дети любят играть в эту игру, она веселая и в то же время очень серьезная: учит исследовать возможности слов, овладевать ими, принуждая их к неизвестным раньше склонениям, стимулирует речевую свободу, поощряет антиконформизм».

Один из вариантов словотворчества – произвольное добавление различных префиксов: архи-, анти-, раз-, три- и пр. Наиболее интересные истории связаны с использованием отрицательных префиксов.

Использование орфографической ошибки как основы создания любого рассказа. В качестве примера Родари приводит классический случай ошибки при публикации сказки Шарля Перро «Золушка». Башмачок изначально должен был быть сделан из vaire (из меха), по оплошности он оказался сделанным из verre, то есть из стекла.

Также ошибка может быть логической: герой надевает ботинки на голову, героиня собирается есть кашу молотком и пр. Важным для Родари здесь становится следующее: герой, допускающий ошибку, должен взять верх и победить, так как он идет против природы или существующих норм. Неповиновение этим силам двигает мир вперед.

Отличить «ошибочных» персонажей очень легко: они совершают действия, отличные от других, носят смешные имена и пр.

Заголовки статей, вырезанные из газет и журналов, перемешанные и случайным образом сгруппированные, могут стать забавными сообщениями «о нелепейших, сенсационных или просто забавных событиях».

Игра в вопросы и ответы также широко известна. Например, такие вопросы намечают схему, канву повествования:

Кто это был?

Где находился?

Что делал?

Что сказал?

Что сказали люди?

Чем кончилось?

Конечно, при прочтении ответов как слитного рассказа может получиться нелепица, а может наметиться «зародыш комического рассказа.

Создание лимерика – одна из форм работы со словами, которые образуют организованную нелепицу.

Схема проста:

  1. Первая строка содержит указание на героя;
  2. Вторая – характеристику героя;
  3. Третья содержит реализацию сказуемого;
  4. Четвертая – то же самое;
  5. Пятая строка предназначена «для появления конечного, нарочито экстравагантного эпитета».

Работы русского филолога В. Я. Проппа стали для Родари источником идей.

pjzss6c9mmso0ckgoggg88g4kokw48-1024x767.jpg

В частности, он взял за основу тридцать одну функцию волшебной сказки, адаптировал их количество и с помощью друга-художника создал двадцать карт,  которых с одной стороны был изображен (условно или карикатурно) рисунок, а на другой стороне – название сказочной темы:

  1. предписание или запрет,
  2. нарушение,
  3. вредительство или недостача,
  4. отъезд героя,
  5. задача,
  6. встреча с дарителем,
  7. волшебные дары,
  8. появление героя,
  9. сверхъестественные свойства антагониста,
  10. борьба,
  11. победа,
  12. возвращение,
  13. прибытие домой,
  14. ложный герой,
  15. трудные испытания,
  16. беда ликвидируется,
  17. узнавание героя,
  18. ложный герой изобличается,
  19. наказание антагониста,
  20. свадьба.

Работать с этими картами можно по-разному: последовательно, группируя случайно или в определенном порядке и пр. Совершенно не обязательно использовать все 20 карт.

Родари отмечает простоту в подготовке: «Колоду “пропповских карт” – из двадцати штук или тридцати одной, а то и из пятидесяти, как кому вздумается, – может сделать каждый: достаточно написать на картах названия функций или сказочных тем; без иллюстрации можно и обойтись».

Для ребенка узнавание мира начинается с его собственного домашнего: всё, что его окружает, становится родным. Вещи, находящиеся рядом с ребенком, становятся таким образом источником познания мира и осознания своего места в нем: «играть с вещами – значит лучше их узнавать. И я не вижу смысла ограничивать свободу игры – это было бы равносильно отрицанию ее воспитательной роли, ее познавательного значения».

Основой сказочного образа может стать ложка, которая никак не может попасть в рот ребенка, и лишь рассказ матери, в котором эта ложка совершает удивительный полет, доводит обед до конца. Или рассказы родителей про запретные шкафы в комнате, откуда по ночам выходят чудища. Суть в наделении вещей душой, вещи анимируются, и именно в этом анимизме Родари видит источник вдохновения.

Подобным источником сказочного образа становится игрушка ребенка: он придумывает ей имя, наделяет интересными качествами, придумывает истории. Совместная игра детей с родителями делает сказку интереснее и насыщеннее: взрослый имеет больше жизненного и читательского опыта, у него больше простора для воображения. Потому детям и интересно присутствие родителя.

72185159_500801423803495_6271311065783468032_n.jpg

Задолго до появления термина «фанфик» Родари прописал природу текстов этого жанра: «“Открытые” рассказы, то есть рассказы незавершенные или со многими финалами на выбор, – это своего рода “ задача на фантазию”: имеются исходные данные, надо решить, в каком сочетании они должны предстать в конце».

Классический пример – предложить детям придумать продолжение любой сказки, оканчивающейся словами «И жили они долго и счастливо». Как именно жили? Что именно делали? Где жили, с кем? Разбили сад, начали играть в футбол или создали центр по изучению НЛО? Полет фантазии не ограничен.

Это основные задания, которые были взяты нами за основу занятий по созданию собственных текстов. Помимо развития творческого воображения и фантазии приемы, описанные Родари, также выполняют следующие задачи: развивают речевые навыки, учат логическому построению текста, помогают придумать сюжет и сказочные образы, наделить их характером и пр.

Другие статьи автора

Используемые источники:

  • https://www.baby.ru/blogs/post/232995149-3938889/
  • https://iotvet.com/drugie-predmety/1989370.html
  • https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2013/04/09/binom-fantazii
  • https://creativity.vetas.ru/metod-34-binom-fantazii/
  • https://www.eduneo.ru/grammatika-uroka-metodicheskie-rekomendacii-na-osnove-knigi-d-rodari-grammatika-fantazii-vvedenie-v-iskusstvo-pridumyvaniya-istorij/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий